Образовательная программа детского образовательного центра«Знайка» позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраст,как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующего возрасту содержании доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированногонаприобщениедетейктрадиционнымдуховно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДОУ, вне зависимости от места проживания.
Образовательная программа состоит из обязательной части и части. Формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60 % от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не менее 40% и ориентирована:
- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;сложившиеся традиции детскогообразовательного центра «Знайка»;
- парциальная образовательная программа и формы организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей.
Содержание и планируемые результаты обязательной части программы соответствуют содержанию и планируемым результатам ФОП ДО. Образовательная программа предназначена для реализации в группах для детей от 2-х лет до 8 лет.
Образовательная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы.
В Образовательной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе программы представлены:
- цели, задачи, принципы ее формирования;
- планируемые результаты освоения Образовательной программы в дошкольном возрасте, а также на этапе завершения освоения программы;
- подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы ;
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы;
- взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
В содержательный раздел программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы;
- организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в детском образовательном центре«Знайка» ;
- материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Цели и задачи реализации ООП
Целью Образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи образовательной программы .
Цель Образовательной программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы Образовательная программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программой предусмотрен комплексно-тематический подход к определению содержания образовательной деятельности, который учитывает сезонность, значимые для участников образовательных отношений события.